Как переживает кризис завод Cat в Ленинградской области?

Алексей Черепков, возглавляющий департамент дорожно-строительной техники «Катерпиллар Евразия», рассказал о современном состоянии завода Cat в Тосно. Основные тезисы этого увлекательного интервью — в материале от сотрудников компании «Эмирент».

Краткая справка

На производственной площадке в Тосно, запущенной в 2000 году, собирают 2 модели экскаваторов: Cat 336D2L и 320D2L. Масса первой машины — 36 тонн, вторая весит 20 тонн. Кроме них, на заводе выпускают тяжелые карьерные самосвалы. Модель Cat 773 массой 55 тонн производят здесь уже 4 года. В 2014-м был изготовлен первый 90-тонный самосвал Cat 777.

С какими трудностями сталкивается завод в Тосно?

  • Таможенная политика. При ввозе полусобранной машины размер таможенной пошлины составляет 5 %. Если ввозить отдельные компоненты для производства, то сумма сбора будет уже 8–9 %. Выпускаемые здесь металлоконструкции приходится экспортировать для сборочных предприятий во Франции и Бельгии.
  • Высокая стоимость электроэнергии, рабочей силы и материалов. В РФ расходы на изготовление выше, чем на идентичных предприятиях в Польше или Венгрии. Расположенные на территории этих стран заводы выпускают примерно ту же продукцию, что и площадка в Тосно, но она обходится дешевле.
  • Недостаточное углубление локализации производства. Завод Cat в Ленинградской области испытывает острую нехватку в комплектующих, которые бы изготавливались на местных предприятиях. Для сборки экскаваторов используется 25 % компонентов российского происхождения, для сборки самосвалов — более 50%.
  • Ограниченность отечественного рынка спецтехники, затруднения со сбытом продукции.
  • Поиск новых поставщиков. Основная проблема заключается не в повышенных технических требованиях к качеству изделий и материалов. Дело в том, что изготовленные в РФ детали стоят дороже, нежели зарубежные аналоги. Как показал опыт делового общения со 120 российскими компаниями, цены на компоненты оказались слишком высокими.
  • Спад в горнодобывающей отрасли. Спад в этом сегменте привел к снижению объема продаж техники Cat. Правда, за последние годы такая ситуация складывается уже не впервые, что дает надежду на скорое улучшение положения дел в этой области производства.
  • Общеэкономический кризис. В 2014 году экономика РФ «просела» на 20 %. В этом году ситуация также остается довольно непростой. По той же причине крупнейшие мировые производители не вкладывают инвестиции в создание собственных площадок на нашей территории.

При этом руководитель департамента дорожно-строительной техники уверен в том, что им удастся благополучно преодолеть все временные трудности. По его словам, этому будут способствовать развитие дилерской сети, особая лизинговая программа, продление гарантии и эксплуатационные достоинства самих машин. Представительства Cat работают более чем в 110 городах СНГ и Монголии. Численность персонала во всех филиалах превышает 5 000 человек.

Так, несмотря на застой в горнодобывающей промышленности, компании удалось увеличить продажи в нефтегазовом и энергетическом секторе. Оборудование Caterpillar по-прежнему пользуется высоким спросом в гражданском и промышленном строительстве, дорожно-строительной сфере.